![]() |
Жак Превер Прогулка Пикассо На круглой тарелке из реального фарфора Позирует яблоко. И, усевшись перед ним, Художник реального Изобразить пытается Яблоко таким, Каким бывает оно Но Не поддаётся яблоко. У него своё мнение, У него свои яблочные повадки, У этого яблока, И вот оно начинает вращаться На своей реальной тарелке, Вращаться коварно вокруг самого себя, Вращаться тихонько, не двигаясь с места, И, подобно герцогу Гизу, что обряжается в ризу и преображается сразу, Не желая, чтобы с него рисовали портрет, Яблоко преображается в плод преображенный. И тогда Художник реального Начинает замечать удивлённо, Что во всех своих образах яблоко против него. И, Как несчастный бедняк, Как впавший в нищету неудачник, оказавшийся во власти благотво- рительной, милосердной и жесто- косердной ассоциации благотво- рительности, милосердия и жес- токосердия, Несчастный художник реального, полный усердия, Вдруг становится печальною жертвой Бесконечных ассоциаций и идей. И, вращаясь, яблоко в памяти вызывает Яблоню, рай и Адама с Евой, Лестницу, лейку, листву, Пармантье-агронома, Канаду, Нормандию, сад Гесперид и изгнанье из рая, И греха первородного происхожденье, И истоки искусства, И Вильгельма Телля, И даже Исаака Ньютона, Не раз отмеченного на Выставке Всемирного Тяготения. И ошалевший художник теряет из виду объект своего изображения И погружается в сон. В это время Мимо шёл Пикассо, Как всегда и везде себя чувствуя дома. Он видит яблоко, видит тарелку и видит художника спящего. "Что за идея - рисовать яблоко!" - Говорит Пикассо, И Пикассо съедает яблоко, И яблоко говорит ему спасибо, И Пикассо разбивает тарелку И, улыбаясь, уходит. А художник, вырванный, словно зуб, из своих сновидений, Сидит перед картиной, которую не окончить ему никогда, А вокруг - осколки разбитой тарелки И устрашающе реальные зёрна плода. |
![]() |